kadambary (kadambary) wrote,
kadambary
kadambary

Магическая машина

Виртуальные миры — книжные, игровые и кинематографические — успешно противостоят рациональному характеру современной цивилизации и пронизывают эру высоких технологий верой в тайные мистические формулы и заклинания. Но самое странное в этой истории то, что современные представления о магии и эмпирическая наука выросли из одного корня. Истоки их родства можно обнаружить в одном средневековом артефакте — великом искусстве ars magna, придуманном в XIII веке Раймундом Луллием.



</a>


Вначале было слово

      Могущественный волшебник в известной серии книг одним словом поражает противника, а главные герои культового фильма заняты поиском старинной книги, в которой спрятан секрет власти над Вселенной. Эта параллельная реальность живет и питается нашими убеждениями о том, что слово имеет неодолимую силу. Силу, которой можно управлять.
Аналогично мыслили и наши предки, но не те древние, жившие в лесах, а городские, для которых падение Рима находилось далеко в прошлом. Магия языческих народов основывалась на соблюдении ритуала, в котором слово играло второстепенную роль. Так, Джеймс Фрэзер, знаменитый исследователь древних культов, называет два принципа симпатической магии: подобия (гомеопатии) и контакта (заражения). В первом случае любое воздействие якобы можно произвести, подражая этому предмету или действию (вспомним утыканные иглами куклы вуду). Во втором — подразумевается, что предметы и люди, имевшие контакт с объектом, навсегда сохраняют с ним связь, поэтому могут служить посредниками для совершения обряда.
     Слово стало предметом всеобщего интереса, когда языческая парадигма сменилась христианской, а европейцы прочитали в Библии следующий фрагмент: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». И близкий по смыслу кусочек текста из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. И все через Него начало быть…».
     Наверняка богословы способны объяснить аллегорическое или метафорическое значение этих строчек, но средневековая Европа поняла их буквально!




Раймунд Луллий

Мистический код

     Первый вывод, который европейцы сделали из прочитанного — материнским языком человечества является иврит. И все, даже отцы Церкви были уверены, что если ребенок с рождения будет лишен общения с людьми — он обязательно заговорит по-еврейски. Второй — словом можно творить. Еще дальше пошли последователи каббалы, эзотерического ответвления иудаизма, которые утверждали, что Божественный язык (иврит) представляет собой сущность Вселенной, а в Торе (первые пять книг Ветхого Завета) скрыт тайный мистический код мироздания.
     Согласно каббале великим смыслом обладают не только слова, но и каждая буква священного текста. Разгадать зашифрованную тайну можно с помощью трех методов: нотарикона (акростих — чтение по первым буквам слов), гематрии (что-то вроде нумерологии) и темуры (искусство анаграммы). Монотонное чтение путем бесконечной перестановки и комбинации букв доводит практикующего до исступленного состояния — экстаза. В этом озарении мистик якобы обретает необычайную силу: ведь каждая произносимая им буква повторяет звуки, через которые Бог сотворил мир. Вот тут мы впервые мы встречаемся с появлением магического языка.




Мастер с фигурой

Озареннейший мастер

     Примерно в то же время, когда в Испании родился выдающийся каббалист Авраам Абулафия, в городе Пальма на только что отвоеванном испанцами у мавров острове Майорка в знатной каталонской семье появился на свет Раймунд Луллий (1235–1316), получивший в научных кругах титул Doctor Illuminatus («Озареннейший мастер»). Это была эпоха Великой Реконкисты — борьбы испанских королей за земли, где уже около пятисот лет проживали мусульмане. Испания тогда представляла собой перекресток трех культур: европейской, арабской и еврейской.
     Красавчик Луллий стал королевским стольником, рано женился, вел бурную и распутную жизнь. Примерно к тридцати годам он воспылал страстью к замужней сеньоре Амбросии де Каетелло и всячески досаждал ей экстравагантными выходками и любовными сочинениями. И вот однажды прекрасная Амбросия пригласила Раймунда к себе в спальню и показала ему свою обезображенную раком грудь.
     Это событие произвело на Луллия неизгладимое впечатление. Он попытался вернуться к прежней жизни, но в момент сочинения эротической песни ему было видение распятого Христа. Он оставил семью и двор, посвятил жизнь обращению неверных в христианство, освоил иврит и арабский (посвятив ему девять лет жизни), изучал доктрины евреев и мусульман. Луллий считал, что искушенным в науках арабам и евреям доказать истинность христианства можно лишь логическим путем, для этого он создал знаменитое искусство комбинаторики ars magna — систему универсального совершенного языка. В 40 лет Луллий начал свой миссионерский путь. Легенда гласит, что уже в пожилом возрасте он был забит камнями сарацинами, которых он пытался обратить с помощью своего искусства.



Фигура Ars Magna A


Ars magna

     Так что же это за великое искусство, благодаря которому Раймунда Луллия прозвали Озареннейшим?
Его метод позволял путем различных комбинаций автоматически выводить из самых общих понятий (таких как благо, великое и т. д.) истины христианского вероучения. Луллий был уверен, что следя за логическим порядком понятий, разум будет открывать действительную связь вещей. Он даже создал девятиступенчатую лестницу познания для восхождения и нисхождения, по которой можно перейти от самых простых сущностей до наивысших.
     С первого взгляда фигуры ars magna напоминают магические круги из оккультных книг. Самая известная фигура, четвертая, представляет собой механизм из трех подвижных концентрических кругов, разделенных на камеры с буквенными обозначениями главных понятий средневекового мировоззрения. Вращая диски, можно чисто механически получить 84 (а по методике Луллия 1680) правильных суждения. С увеличением количества элементов варианты перестановок растут с геометрической прогрессией, устремляясь в бесконечность. Например, 36 элементов дают нам 40-значное число комбинаций.
     При всей оригинальности концепции Луллия, трудно не увидеть сходство его метода с каббалистической практикой. Однако в отличие от каббалы, стремившейся воспроизвести реальность, ars magna задумывалась как метод для убеждения в заранее известной истине (христианстве, которое мастер считал абсолютно разумным), и никаких открытий оно не предвещало. Однако именно Луллий запустил колеса первой логической машины. За счет перестановок и комбинаций элементов, она могла служить как схемой для наглядных доказательств, так и своеобразной картой памяти, шпаргалкой или даже искусственным интеллектом, помогающим блестяще вести диспут.









Первый маг

     После смерти Луллий стал героем легенд. Несмотря на то что была образована научная «кафедра луллизма», этот поэт разума воспринимался одним из величайших алхимиков, астрологов и магов всех времен. Название его логического метода стало синонимом искусства превращать металлы и добывать жизненный эликсир. Адепты поговаривали, что Раймунд специально искал смерти, дабы испытать свое средство от бессмертия. Немало людей полагало, что терпеливо вращая колеса ars magna, рано или поздно можно раскрыть все тайны мироздания.
Расцвет интереса к луллизму пришелся на эпоху Возрождения, когда лучшие европейские умы осмысляли и развивали его учение, объединяя его с христианской каббалой и герметико-алхимической традицией. Вспомним их имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Спиноза, Лейбниц, Ньютон… Популярность мастера была такова, что даже в XVI веке Джордано Бруно находил радушный прием в ученом мире лишь как последователь, знаток и интерпретатор «великого искусства».
     А если посмотреть на схему, опубликованную в трактате Ars Magna Sciendi мистика и иезуита Атанасиуса Кирхера, можно увидеть, что комбинаторный метод, по выражению Умберто Эко, «предвосхитил операции самых современных электронных мозгов». Развивая идеи Луллия, Лейбниц создал комбинаторику как науку, развитие которой в XX веке привело к появлению компьютера.






Комбинаторная схема Кирхера

Зазоп, Жис, Эсиаш
     Метаморфозы истории столь причудливы, что каждая последующая эпоха может полностью перевернуть представления предыдущей. Если в Средние века ни у кого не вызывало сомнений, что истина ясна и доступна каждому, то эпоха Ренессанса превращает ее в тайные, зашифрованные письмена Вселенной. Отныне истину могли постичь лишь посвященные… Удивительным образом попытка рационального познания мира привела к появлению оккультизма. Вдумайтесь: большинство известных нам ученых того времени не разделяли науку и магию между собой.      И Луллий был далеко не единственным их вдохновителем.
     Открытие греческих трактатов, приписываемых Гермесу Трисмегисту (ошибочно считавшихся древними), сделало популярной идею человеческого воздействия на космос с помощью слов и знаков астральной магии. А это значит, что существует язык, при помощи которого можно управлять планетами! Если машина Луллия служила лишь костылем для человеческого разума, то комбинаторные машины титанов Ренессанса запускали воображение на полную мощь, чтобы отыскать подлинную мировую систему символов и знаков бесконечной Вселенной. Именно этим всю жизнь занимался великий ученый Джордано Бруно, разработав одну из самых сложнейших магических систем.
     Но, пожалуй, наибольшее влияние на представления о магическом языке оказала каббала. Вернее ее специфический (искаженный) европейский вариант, появившийся в XV веке. Отец «христианской каббалы» Пико делла Мирандола провозгласил, что христианская истина лучше всего демонстрируется при помощи магии и каббалы. Еврейская концепция божественного языка породила веру в то, что при правильном произношении божественных имен можно влиять на реальность. Эти имена, несомненно, должны иметь еврейское происхождение, и чем они непонятнее, тем лучше. Именно псевдоеврейскими заклинаниями «Зазоп, Жис, Эсиаш, Од, Иаод» призывал ангелов один из образованнейших людей своего времени Джон Ди, он же личный маг и астролог Елизаветы I.




Стол Джона Ди

Свет или сон разума?

     Весь поздний западный оккультизм (розенкрейцерство, масонство, Герметический орден Золотой Зари) наследовал идеи ренессансной магии, сформировавшейся на крутом замесе древних знаний, научных открытий, мистификаций и досадных ошибок. А еще на вере человека в то, что магический ключ к тайне мироздания действительно существует.
Сон разума порождает чудовищ, и наш технократический век, как будто избавившийся от мистических предрассудков прошлого, видит виртуальные сны в жанре фэнтези. Мы опять верим в придуманные древние магические книги. Чего только стоят «Некрономикон», написанный одним из основателей жанра фэнтэзи, с «именами древних» и методикой их вызывания, а также «Велесова книга» с якобы тайными знаниями славян! А истории, подобные «Властелину колец» и книге об ученике школы магии Хогвартс Гарри Поттере, давно уже вышли за рамки безобидных сказок. Так что колеса запущенной в XIII веке магической машины продолжают набирать обороты.


Тетраграмматон




Оккультный пентакль: пентаграмма с вписанным в нее пентаграмматоном





Тетраграмматон — четырехбуквенное непроизносимое имя Господа. На иврите он пишется как «יהוה», латинскими буквами — «IHVH» (YHWH или JHWH), а русскими — «Яхве» или «Иегова». Последователи иудейской каббалы приравнивают эти буквы к четырем центральным точкам мира, результат многократного умножения которых образует универсум. Ренессансные маги, создатели «христианской каббалы», считали, что четыре буквы слова «Яхве» обозначает четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Если же добавить к ним символ духа — букву «шин» — тетраграмматон превратится в пентаграмматон — «יהשוה» (ЙеХоШУаХ, или Иешуа, Иисус). Именно в этом имени Вселенная обретает свою завершенность.





Текст: Мария Абельян, Коллаж: Вячеслав Доронин
Журнал "Самозащита без оружия", №5, 2011
Tags: Кабала, Комбинаторика, Магия, Раймунд Луллий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments